Не иначе, сегодня четверг, а значит, пришла пора получить весточку от архитектурного марафона. Село Максимов Починок находится в Мамадышском районе республики Татарстан. Здесь стоит церковь Вознесения Господня – очередной великолепный сельский храм, заброшенный и позабытый. К сожалению, памятники архитектуры, тем более сельские, не в входят в сферу интересов современного интернет-сообщества. Однако куратор сего журнала не пойдет на поводу у мейнстрима, внезапно увлекшегося политикой, а будет продолжать последовательно освещать малоизвестные, исчезающие островки дореволюционной отечественной истории и пропагандировать бережное к ним отношение. Итак, Максимов Починок.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

Двухпрестольный каменный храм, прекрасный образец псевдорусского стиля, строился на протяжении тринадцати лет, с 1902-ого по 1915-й годы. Автор проекта – Малиновский Федор Николаевич, бывший в момент закладки храма казанским епархиальным архитектором. Делая небольшое отступление, выражу слова признательности таланту Федора Николаевича, который не менее шедеврально авторствовал в Смолдеярово, Лаишево, Свияжске и в других уголках Казанской губернии.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

Основной объем храма квадратный в плане, с развитой объемно-пространственной композицией, напоминающей пирамидальную. Свободные горизонтали поросли немаленькими деревьями.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

Храм пятиглавый. На уровне второго яруса колокольни расположен ряд окон второго света.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

Храм построен на средства Синода и прихожан. Священный Синод выделил средства и согласовал образование в 1915 году нового прихода, так как в селе распространялось старообрядчество, была зарегистрированная община поморского согласия.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

Главный придел освящен во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

Колокольня высокая, трехярусная, богато украшена кирпичным декором в том же псевдорусском стиле.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня. Колокольня.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня. Колокольня.

Проем входа на колокольню с двухслойной балкой, состоящей из деревянных досок и природного камня.

Проем входа на колокольню.

Проем входа на колокольню.

Внутри чисто, видно, что недавно здесь прошла генеральная уборка.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

Не смотря на многолетнее запустение и отсутствие штукатурки, кирпичная кладка прекрасно сохранилась, а стены здания Вознесенской церкви не дали ни одной трещины. Храм подходит к столетию со дня начала своей службы в очень хороших кондициях.

Максимов Починок, церковь Вознесения Господня.

По традиции предлагаю немного потеребить страницы истории села, в котором стоит сей замечательный храм.

Село Максимов Починок известно с 1652 года. Стоит на небольшой речушке, которая в прошлом имела название Малая Оштарма, от марийского слова «белый приток». То есть приток реки Ошма. Прежнее название речки уже забыто, сейчас ее называют Козуля. Интересно, что на генеральном плане межевания конца XVIII века эта речка обозначена по-другому – Малая Ошмица.

Максимов Починок.

На той же карте заметно, что с севера и с запада село окружает лес. Это неудивительно, «починком» раньше называли селения, возникающие на полянах, расчищенных от леса, как говорилось, «cевшие на сыром корню». Часто починок даже в один двор, то есть выселок из деревни, мог разрастись в многолюдное село. Так случилось и с Максимовым Починком, основанным, по всей видимости, неким Максимом. На пике своего развития в нем проживало около тысячи жителей обоего пола.

На современных спутниковых картах видно, что за сотни лет, человек забрал у дикой природы новые земли под пашню, а лесу пришлось отступить далеко на запад.

Максимов Починок.

Второе название села, которое встречается в некоторых источниках – Дальний Починок. Очевидно, рядом с Мамадышем, от которого велся отсчет, есть и ближние починки – Беляев Починок и Каменный Починок.

В XVIII — 1-й половине XIX века жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, лыкомочальным промыслом. В начале XX века в селе функционировала мельница, 2 мелочные лавки, церковно-приходская школа, открытая в 1884 году. В 1904 году в церковно-приходской школе обучалось 30 мальчиков и 14 девочек. Церковь находилась сразу за строящимся зданием церкви. Сейчас на этом месте растут заросли.

Село Максимов Починок.

До 1920 г. село входило в Красногорскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона ТАССР. С 10.08.1930 г. в Мамадышском районе. В 1931 в селе Максимов Починок образовался колхоз «Победа».

Убыль населения села началась сразу после революции, а ее пик пришелся на период индустриализации и Великой Отечественной войны. Число жителей: в 1782 г. — 227 душ мужского пола, в 1859 г. — 919, в 1897 г. — 965, в 1908 г. — 907, в 1920 г. — 897, в 1926 г. — 889, в 1938 г. — 617, в 1949 г. — 392, в 1958 г. — 278, в 1970 г. — 346, в 1979 г. — 191, в 1989 г. — 130 чел. В 2002 году население села составляло всего 52 человека, а сейчас, должно быть, еще уменьшилось.

До постройки своего храма православные жители Максимова Починка состояли в приходе соседнего села Красная Горка, которое являлось волостным центром. Проработав всего несколько спокойных дореволюционных лет, церковь Вознесения Господня была закрыта, хотелось бы верить, что не на всегда.

Максимов Починок.

Архмарафон.

P.S. Другие храмы коллекции всегда доступны в путевом журнале по метке «архитектурный марафон».

Поделиться в соц. сетях:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.