Сегодняшняя записка повествует об одном безвестном месте. Да простят меня жители сего города за столь вызывающий эпитет, однако формат моих публикаций подразумевает некоторые вольности в описании увиденного. Ожидания от посещения областного центра, крупного города с населением в 330 тысяч человек, были волнительными. Как сложилось на практике читайте далее.

Город Курган.

Впервые я оказался в Кургане въехав в город на такси по трассе Р-254 со стороны Тюмени. Дело было в канун Нового года.

Въездной знак Курган.

Через Курган проходит южный ход Транссиба. Поэтому начинаем осмотр с привокзальной площади.

Привокзальная площадь Курган.

Вокзал «Курган — Центральный» был открыт в 1907 году. В 30-е года XX века было построено новое здание в стиле сталинского ампира.

Курганский вокзал. 1937 год.

От реконструированного в двухтысячных годах здания веет холодом современного безликого стиля. Вокзал стал напоминать придорожный армянский мотель. Перед центральным входом когда-то был установлен памятник основателю города Тимофею Невежину, но сейчас от него остался только квадратный в плане сугроб.

Площадь Слосмана.

Привокзальная площадь носит имя Вениамина Менделеевича Слосмана — бессменного (с 1956 по 1992) и, судя по всему, талантливого начальника Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги.

Памятник В. Слосману.

От былой архитектурной привлекательности на станции сохранилось лишь две старинные водонапорные башни, ровесницы первого здания вокзала.

Водонапорные башни в Кургане.

Во времена паровой тяги такие башни использовались для заправки паровозов водой и стояли у каждой крупной железнодорожной станции. Сейчас же практической необходимости в них нет, они превратились в памятник ушедшей эпохе.

Водонапорная башня Курган.

Рядом с перроном можно обнаружить памятник паровозу ФД 20-2697 машиниста-передовика Ивана Блинова. ФД — это Феликс Дзержинский. Выпускались такие паровозы с 1931 по 1941 годы.

Памятник паровозу ФД 20-2697.

И панно, демонстрирующее двух мускулистых заводских девушек кующих оружие победы.

Памятник тыл-фронту.

Напротив памятника паровозу расположен ДК «Железнодорожников». Простенькое здание, построенное в 1963 году на излете парадного сталинского стиля. После очередной реставрации эстетической составляющей Дома культуры придали пущей провинциальности выкрасив фасад в жидковатенький желтый цвет и установив неуместные пластиковые стеклопакеты.

ДК

Возле железнодорожного вокзала обнаружилось еще два тематичных памятника. Памятник забавному паравозу братьев Черепановых 1834 года.

Паравоз братьев Черепановых 1834 год.

И какой-то раритетной колесной паре с приводными зубчатами колесиками на оси.

Памятник колесной паре в Кургане.

Осмотрев их начнем двигаться по направлению к центру города. По улице Гоголя сохранилось несколько особнячков XIX века.

Дома Е. Л. Кропанина, ул.Гоголя, 19, 21

Это почти все, что осталось от исторического центра. Центральные улицы были капитально перестроены в период бурного развития и роста города в середине XX века. Провинциальный Курган стал центром созданной в 1943 году области. Неподобающая новому статусу малоэтажная дореволюционная застройка снесена и на смену ей пришли пятиэтажные сталинки и хрущевки.

Жилой дом В.М. Каргаполова, ул. Гоголя, 23

Двухэтажные кирпичные здания резко контрастируют с окружающей многоэтажной брежневской застройкой.

Кирпичный декор удобен тем, что не нужно каждые несколько лет освежать штукатурку и заново красить стены. Одно-два столетия фасаду вообще не требуется капитальный ремонт.

Современные курганские строители попытались вернуться к истокам русского градостроения, но результат их труда вызывает пока лишь усмешку.

И коль уж речь зашла о сталинках, надо сказать, что в городе есть несколько по-столичному роскошных строений — ярких представителей неоклассического стиля. Например, здание Госбанка, 1952 год. Обратите внимание, что на месте сбитой советской лепнины занял свое место герб современной России.

Здание Главного управления Центрального Банка РФ по Курганской области, ул.Ленина, 36

Здание Главного управления Центрального Банка РФ по Курганской области, ул.Ленина, 36

Фонари на улице Гоголя. К сожалению, утрачены матовые стеклянные плафоны.

Ансамбль центральной площади — площади Ленина. На переднем плане памятник Ильичу и здание Городской администрации 1952 года.

Площадь Ленина, Курган.

На площади сооружается ледовый городок. Мастера вытачивают скульптуру из готовых ледяных блоков с помощью бензопилы, молоточка и стамески. Над одной скульптурной композицией работают одновременно несколько человек.

Ледовый городок в Кургане.

Ледовый городок в Кургане.

Ледовый городок в Кургане.

Это, видимо, ссыльные декабристы.

Ледовый городок в Кургане.

Установлена городская елка.

Городская елка в Кургане.

Жилой дом, прилегающий к главной городской площади.

Площадь Ленина, Курган.

Здесь же стоит здание администрации Курганской области с флагом региона.

Здание администрации Курганской области.

До 1960-х годов в центре города существовали остатки огромного насыпного «Царева кургана». Отсюда и кочки на флаге области и название самого города.

Здание администрации Курганской области.

Дом связи, 1961 год.

Курган. Дом связи, 1961 год.

Кинотеатр «Россия», выполненный по типовому проекту. 1957 год.
Кинотеатр Россия в Кургане.

И еще ряд милых архитектурных деталей. Маскарон с раздвоенной бородой на здании драмтеатра.

Здание драмтеатра в Кургане.

Редкий случай — советская символика напоминает царскую корону.

Галерея табличек с указателями номера дома. Обожаю такие естественные артефакты истории города.

Курган, улица Мяготина, 68

Продолжаем прогулку по городу. Аллея Славы, в конце которой видна стела и здание областного краеведческого музея.

Аллея Славы в Кургане.

Усваиваем новый этнохороним — зауральцы. Географически Зауралье находится между Восточным Уралом и Западной Сибирью.

Памятник молодой семье. Судя по количеству фотографий на стоящих рядом стендах, это одно из обязательных мест для свадебных покатушек.

Памятник молодой семье в Кургане.

Памятник памятникам.

Собор Александра Невского, 1902 год. Эклектика. Колокольня с часами реконструирована после возвращения здания церкви епархии в 90-х годах.

Собор Александра Невского. Курган.

Проездив по городу еще час и не обнаружил ничего, заслуживающего внимания, я укатил обратно в Тюмень.

Следующий мой визит в Курган пришелся на август. Приехав в город вечерним поездом, на следующий день я улетел в Москву на единственном рейсе местного аэропорта. Вот те несколько летних фотографий, которыми удалось дополнить морозную зимнюю фотопрогулку.

Здание филармонии.

Курганская областная филармония

Неплохо получилось.

Курганская областная филармония

Дамба гидроузла, 1962 год. По состоянию набережной можно судить об общем уровне городского хозяйства.

Дамба гидроузла в Кургане.

Водосброс. Полнейшей неожиданностью стало то, что степной зауральский Курган, так же как и сибирский Тобольск, стоит на реке Тобол. Когда-то здесь ходили речные трамвайчики, но сейчас это видится мне решительно невозможным.

Дамба гидроузла в Кургане.

Памятник «активистке», как сейчас стало модно говорить, революции Наташе Аргентовской.

Памятник Наташе Аргентовской.

Любопытная местная особенность. На крупных перекрестках все пешеходные светофоры одновременно загораются зеленым, так что переходить перекресток по диагонали вполне безопасно.

Курганский перекресток.

Ну вот и всё. Курган не раскрылся и не явил мне все свои прелести, кои у него безусловно имеются, ни с первого, ни со второго раза.

P.S.

Вы уже наверняка знаете, что можно подписаться на новые записки Путевого журнала через сервис «Фидбёрнер» или вступить в группу ВКонтакте.

Записка опубликована здесь и в ЖЖ.

Поделиться в соц. сетях:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.