Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения татарского поэта и Героя Советского Союза Мусы Джалиля. По этому случаю публикую заметку о небольшом, но весьма любопытном музее, который расположен в деревне Карадуван Балтасинского района республики Татарстан.

Музей истории Сибирского тракта в деревне Карадуван.

Деревня Карадуван находится на севере республики Татарстан, совсем недалеко от райцентра — пгт. Балтаси. Деревня старинная, основана еще в период существования Казанского ханства, через нее некогда проходил известный маршрут из европейской части России в Сибирь и к границам Китая — Сибирский тракт.

Здесь можно прочувствовать весь колорит татарской глубинки.

Деревня Карадуван.

Большинство населения района — татары.

Попутно сделаем заметку, что мода называть торговые и офисные центры индустриальными технопарками докатилась до самых удаленных уголков страны. И, пожалуй, в этом нет ничего плохого. Предприятиям, развивающим тот или иной сегмент экономики, нужны специально подготовленные площадки со всей необходимой инфраструктурой для развития своего бизнеса.

Халяльный индустриальный парк.

Ну да вернемся к основной цели нашего визита. Карадуванский музей расположен в историческом здании.

Музей истории Сибирского тракта. Карадуван.

До революции в этом двухэтажном кирпичном особняке проживал местный купец Муртаза Мулюков. На первом этаже дома, построенного в 1911 году, хозяин держал магазин, второй этаж служил гостиницей.

Особняк купца М.М. Мулюкова.

Позже каменное здание служило почтовым отделением, а с 1925 здесь находилась школа.

Музей истории Сибирского тракта. Карадуван.

Верный признак исторической ценности и капитальности сельского строения — наличие геодезического рэпера.

Стенная нивелирная марка.

Сейчас школа расположена в новом здании. На заднем дворе музея до сих пор стоит погреб для хранения продукции пришкольного опытного огорода. Рядовая для села постройка может вызвать удивление у городских школьников, далеких от ведения подсобного хозяйства.

Погреб пришкольного огорода.

Стоимость входного билета составляет 25 рублей (8 гривен или 0,3$). Всего в музее насчитывается 3944 экспоната. Фонд постоянно пополняется, в основном за счет дарений уроженцев деревни. На входе посетителей встречает мукомольный аппарат, подаренный одним из местных жителей. Не смотря на наличии электрического двигателя, сейчас это уже часть истории. Где вы в последний раз видели самодельную муку?

Мукомольный аппарат.

Первый этаж музея посвящен личной жизни, творчеству и героизму Мусы Мустафовича Залилова (Джалилова). Муса Мустафович больше знаком современникам под именем Муса Джалиль. До революции, как известно, татарские фамилии писались на арабский манер, в большинстве совпадали с имени отца или деда и не имели русифицированного окончания. Отчества же в простонародье практически не использовалось.

Муса Джалиль.

Муса Джалиль родился в деревне Мустафино Оренбургской Губернии. Учился в оренбургском медресе «Хусаиния». В 1931 году закончил литературный факультет МГУ. Был редактором татарских детских журналов. В 1939—1941 годах работал ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, заведующим литературной частью Татарского оперного театра. В 1941 году был призван в Красную Армию. В 1942 году был тяжело ранен в грудь и попал в плен.

Муса Джалиль.

Для того, чтобы продолжать участвовать в борьбе с врагом, Муса Джалиль вступил в созданный немцами иностранный легион «Идель-Урал», где создал подпольную группу и развивал подрывную деятельность в тылу фашистов.

Военный билет легионера Вермахта.

Военный билет легионера Вермахта. «Идель-Урал».

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его группы. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине. Вместе с ним было обезглавлено 11 его соратников.

Выписка из протокола суда о казни Мусы Джалиля.

Пребывая в немецком плену, Муса Джалиль продолжал любить и воспевать родину. Широкую известность получила «Моабитская тетрадь» — цикл стихотворений на татарском языке, написанный им в Моабитской тюрьме.


Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жарком бою.

На втором этаже музея представлена историческая экспозиция.

Карадуванский музей.

Как уже сообщалось, через Карадуван проходил Сибирский тракт. До революции здесь располагалась почтовая станция.

Герб почтового ведомстава с почтарскими рожками под орлом.

Эмблема русской почты.

Дуга — часть конской упряжи к которой крепились оглобли. Именно к дуге ямщики подвешивали поддужные колокольчики. Колокольчики работали как современные мигалки. Все прочие повозки обязаны были, заслышав колокольный звон, уступать дорогу. Кроме того, поддужные колокольчики употреблялись только на почтовых лошадях, для всех остальных действовал строгий запрет.

Конская упряжь. Дуга.

Надо сказать, что типичная сбруя до революции состояла из нескольких сотен декоративных элементов и была настоящим произведением искусства.

Вот такие латунные кругляшки, помимо всевозможных пробок и проволоки, являются одной из самых распространенных находок у поисковиков-любителей.

Конина.

А это не седло, как может сперва показаться, а хомут. Он надевался на шею лошади.

Сбруя. Хомут.

Ямщичий кистень. Отмахиваться от волков и разбойников.

Ямщичий кистень.

Изолятор для телеграфных проводов с царским гербом.

Изолятор для телеграфных проводов с царской эмблемой.

Здесь же рядом висит документ об открытии в селе телеграфа и карта Казанского почтово-телеграфного округа 1884 года. Подумать только, уже в позапрошлом веке здесь была неплохая для тех времен связь с внешним миром. Пока жители Северо-Американских Соединённых Штатов еще вовсю скакали по прериям, истребляя индейцев и действовали правительственные пункты приема скальпов, в деревню Карадуван Балтасинской волости Казанского уезда Казанской губернии провели телеграфную линию.

Помимо постоялого двора и почтовой станции в Карадуване располагался пункт содержания пересыльных заключённых, т.н. «этап».

Кандалы.

Сотрудница музея показывает стенд с домашней утварью. Кстати, ее повествование велось в основном на татарском языке, слова на русском пожилая женщина — экскурсовод, по ее словам, уже начала забывать.

Домашняя утварь.

Открытием стало то, что треснувшее деревянное корыто было проще отремонтировать, чем купить новое.

Отремонтированное деревянное корыто.

Очень хитро изготовленный деревянный дуршлаг.

Деревянный дуршлаг.

Керосиновая лампа с регулятором.

Керосиновая лампа.

Календарь за 1904 года. В татарской письменности вплоть до 1929 года использовалась арабица. Потом был непродолжительный период использования латиницы — яналифа, которая так и не прижилась (к примеру, одна Моабитская тетрадь Мусы Джалиля была написана на яналифе, а другая — арабским письмом). С 1939 года начала использоваться кириллица.

Рукописный коран.

Рукописный коран.

Самодельная шкатулка. Декоративный сюжет посвящен 300-летию дома Романовых.

Шкатулка 300-летие дома Романовых.

В запасниках карадуванского музея хранится еще множество экспонатов, начиная от самых древних, типа костей мамонта, и заканчивая почти современными «тетрисами».

Запасники карадуванского музея.

Запасники карадуванского музея.

Запасники карадуванского музея.

Ну вот и всё. Экскурсия подошла к концу. Напоследок хочется выразить слова благодарности основателю и первому директору музея краеведу Зиятдинову Бакию Шаймулловичу (1930-2014 гг.), чей портрет висит на стене музея.

Зиятдинов Бакий Шаймуллович.

P.S.

Вы уже наверняка знаете, что можно подписаться на новые записки Путевого журнала через сервис «Фидбёрнер» или вступить в группу ВКонтакте.

Записка опубликована здесь и в ЖЖ.

Поделиться в соц. сетях:

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.