Экскурсия по Кругобайкальской железной дороге. Часть I.

Экспресс первого класса с куратором Путевого журнала на борту отправляется на экскурсию по историческому участку Кругобайкалки. Провожающих просьба покинуть вагоны рельсового автобуса. Все остальные могут нажать на кнопку далее и прокатиться от Порта Байкал до станции Слюдянка вдоль побережья глубочайшего озера планеты.

КБЖД. Рельсовый автобус

Часть I. Станция Байкал — станция Половинная.

Существует несколько вариантов изучения исторического участка Кругобайкалки. Мы отправимся из Иркутска и проследуем маршрутом «по часовой стрелке». От центра Иркутска до Листвянки трансфер осуществляется автобусом. В Листвянке группу туристов высаживают на пристани «Рогатка» и паромом переправляют в порт Байкал, где находится конечная станция Кругобайкалки. Здесь экскурсанты занимают места в рельсовом автобусе РА2, согласно купленным билетам и состав отправляется по железнодорожным путям заповедной тупиковой ветки. На неспешном 89-ти километровом маршруте поезд делает несколько остановок, самая длинная из которых на станции Половинной занимает 2 часа. Предпоследняя остановка случится в Слюдянке, где тупиковая ветка Кругобайкалки воссоединяется с действующим ходом Транссибирской магистрали. Здесь туристам отводится время, чтобы приобрести памятные сувениры и копченого омуля. От Слюдянки рельсовый автобус, набрав скорость, проследует напрямую до станции Иркутск-Пассажирский.

КБЖД. Схема экскурсионного маршрута

Экскурсионная программа рассчитана на целый день. Отправление из Иркутска в 9:00, возвращение обратно после 22:00. Стоимость путевки первым классом, без учета обеда, составляет 2200 рублей (570 гривен или 70$). Более подробная информация есть на сайте организатора тура (Туристическая компания «Кругобайкальский экспресс»).

На этом оставим технические и организационные подробности и переместимся сразу в Листвянку на пристань «Рогатка».

Листвянка. Пристань Рогатка. Теплоход Бабушкин

На встречу сонным туристам подходит прогулочный теплоход «Иван Бабушкин», который переправит экскурсантов на другой берег Ангары.

Листвянка. Теплоход

Группа туристов на две трети состоит из иностранцев. В основном, японцы, американцы и немцы. Вся эта интернациональная дружина, вместе с куратором сего журнала, грузится на теплоход и начинает восторженно щелкать затворами, едва лишь «Бабушкин» отчаливает от дебаркадера.

Листвянка. Теплоход

Строго говоря, теплоход идет не по Ангаре, а по Лиственичному заливу озера Байкал. В этом месте река Ангара, прорезав Приморский хребет, выплескивается из чащи гигантского озера и устремляется свои холодные голубые воды на север, к бассейну Северного Ледовитого океана.

Лиственичный залив. Исток Ангары

Порт Байкал — небольшой поселок с населением около 500 человек. Тон окружающему ландшафту задает безлесый склон безымянной сопки с неприметным маяком и вышкой сотовой связи. Дома местных жителей ютятся на узкой полоске побережья и в распадках Приморского хребта.

Порт Байкал. Мыс Баранчик

Один из распадков называется Баранчик. Баранчик — еще и устаревшее название мыса Устьянский, остриё которого укрывает бухту Порта Байкал от непогоды.

Порт Байкал. Мыс Устьянский (мыс Баранчик)

Через пятнадцать минут после отправления из Листвянки, «Бабушкин» швартуется в Порте Байкал. Нетерпеливые туристы быстрым шагом идут на станцию, где наготове уже стоит рельсовый автобус.

Станция Байкал. Рельсовый автобус РА2
Рельсовый автобус РА2. Станция Байкал

Салон первого класса РА2 выглядит по-домашнему уютным. Даже у самых взыскательных пассажиров не возникнет ощущения брезгливости, которое находит, например, в старых электричках, где многим неприязненно вообще к чему-либо прикасаться. Так вот, здесь такого нет. Видно, что сотрудники экспресса действительно заботятся о комфорте туристов.

КБЖД, Салон рельсового автобуса РА2

Рекомендуется взять с собой в поездку «сухой паек». Вот так выглядит стол молодой японки. Слева стоит желтый пакетик с экзотическим соком из алоэ.

КБЖД. Сухой паек

На носу рельсового автобуса закреплена камера, изображение с которой транслируется на небольшие мониторы. Каждый рейс сопровождает профессиональный гид, который постоянно дает путевую информацию, общается с пассажирами, отвечает на их вопросы. Рассказы гида чередуются фильмами о природе Байкала, которые так же транслируются на этом экране.

КБЖД, Салон рельсового автобуса РА2

Уважаемые пассажиры, будьте осторожны, двери закрываются, поезд отправляется.

Железная дорога на всем протяжении до самой Слюдянки однопутная. Второй, ближний к скалам путь демонтирован.

Кругобайкальская железная дорога

Некоторые факты об истории создания Кругобайкалки, или, как ее еще сокращенно называют, КБЖД.

  • Кругобайкальская железная дорога административно никогда не существовала. Она была просто частью Забайкальской железной дороги. Официально существовало только Управление по строительству Кругобайкальской железной дороги.
  • Впервые поезд к берегу озера Байкал пришел 21 октября 1898 г., после прокладки железной дороги протяженностью 61 верста от Иркутска до станции Байкал по берегу Ангары, которая затем стала западной частью Кругобайкальской дороги.
  • Сроки строительства: строительство восточной части Кругобайкальской дороги от Мысовой до Танхоя началось в конце 1899 г.; затем прокладывался путь от Танхоя до Слюдянки, на более пологом и равнинном южном берегу Байкала; весной 1902 г. началось строительство самой сложной части дороги — от Слюдянки до станции Байкал. Работы по сооружению тоннелей начались 1 декабря 1902 г. Рабочее движение поездов по всему маршруту Кругобайкальской дороги открылось 18 сентября 1904 г., а 16 октября 1905 г. она была принята в постоянную эксплуатацию и стала частью Забайкальской железной дороги.
  • На строительстве дороги было задействовано от 2700 (1900 г.) до 15000 рабочих (1903 г.).
  • Вторые пути на Кругобайкальской дороге начали сооружаться в 1911 г. и были проложены к апрелю 1914 г., за 3 месяца до начала первой мировой войны.

Строительство железной дороги было сопряжено с огромными трудностями. С одной стороны отвесные скалы Приморского хребта и многочисленные устья рек, с другой стороны своенравные воды Байкала. В короткие, по тем временам сроки, строители создали дорогу, насыщенную сложными инженерно-техническими сооружениями — тоннелями, галереями, мостами, виадуками и подпорными стенками.

Выдержка из путеводителя по Великой Сибирской железной дороге 1908-1909 гг:

Всех тоннелей на этой линии, различной величины, насчитывается 39. Самый большой имеет длины 363 сажени (прим. куратора: в одной сажени чуть больше двух метров), второй по величине тоннель под названием «Хабартуй» — 254 сажени. За тем следуют тоннели: «Каторжанский» — 252 сажени; «Толстый» — 161 сажень; «Двойная Губа» -158 саженей; «Бакланий» — 146 саженей; «Шарыжалгай» — 142 сажени; «Большая Крутая Губа» — 139 саженей; «Киркирей» — 130 саженей.

О тоннелях еще будет рассказано поподробнее, а пока первая остановка на маршруте — станция Уланово.

Здесь сохранилось каменное водоподъемное здание. Паровозам для выработки пара, постоянно нужна вода. На этой станции как раз происходила дозаправка водой, взятой прямо из Байкала.

КБЖД. Станция Уланово. Водоподъемное здание

На станции Уланово берега достаточно пологие, что бы спуститься к воде.

Станция Уланово. Байкал

Вода в Байкале пресная. Прозрачность достигает 40 метров. Чистота озера просто уникальная. В ней так мало минеральных солей и органических примесей, что ее можно использоваться вместо дистиллированной (местные жители наловчились заливать в автомобильные аккумуляторы). А в дали от мест обитания людей, воду можно пить даже без кипячения. Способствует этому местный эндемик — планктонный рачок эпишура. Эпишура обитает в верхних слоях озера и выполняет функцию фильтра, пропуская через себя воду и очищая ее.

Байкальская вода

Следующая остановка — станция Шумиха.

Станция Шумиха. Контакты

Здесь группу высаживают и под предводительством экскурсовода отправляют пешком по рельсам.

Кругобайкалка. Группа туристов

Впереди ждет несколько весьма интересных инженерных сооружений начала прошлого века. Два параллельных моста — каменный и железный, длинная улавливающая стенка и «итальянская» подпорная стенка с каменной галереей.

КБЖД, Шумиха

«Итальянской» стенка названа по характерным для итальянских оборонительных сооружений зубчикам и разгрузочным аркам. Сразу за стенкой следует галерея. Галерея, в отличии от тоннеля, строится открытым способом, там где необходима дополнительная защита от возможных камнепадов, селей и лавин.

Кругобайкалка. Итальянская стенка

Арка галереи, как и другие сооружения, сложена из тесаного камня, добытого здесь же. Кроме того, в процессе строительства использовали новый для начала прошлого века материал — железобетон.

Кругобайкальская железная дорога. Арка галереи

Голубой состав очень колоритно смотрится в окружающем осеннем пейзаже.

Рельсовый автобус. Кругобайкалка

Группа ушла далеко вперед, но рельсовый автобус догнал и снова принял всех туристов к себе на борт.

Рельсовый автобус. Кругобайкальская железная дорога

«Кругобайкальский экспресс», вопреки названию, движется очень медленно, скорость не превышает 20-25 км/час. Обусловлено это техническими особенностями исторического участка железной дороги.

Медленно, но верно, приближается 110 километр КБЖД, где находится станция Половинная. Это середина пути, здесь предусмотрена 2-х часовая остановка на прогулку и обед.

Кругобайкалка. Станция Половинная

Перед «Половинной» состав проходит по самому длинному тоннелю КБЖД. Его протяженность 778,4 метра. В отличии от других более извилистых тоннелей, он прямой как стрела и просматривается насквозь.

КБЖД. Тоннель Половинный

Стоит пройти несколько сотен метров вперед, и можно увидеть самый короткий тоннель КБЖД длинной всего 31 метр — «Чайкинский».

КБЖД. Туннель Чайкинский. 31 метр

Деревня Половинная расположена на берегу Байкала, в устье реки Большая Половинная.

Кругобайкалка. Большая Половинная

Через широкое устье реки переброшено два моста — железный одним пролетом и железобетонный на арочном виадуке.

КБЖД. Половинная

Времени на этой остановке хватит, что бы обойти их со всех сторон.

Кругобайкалка. О.п. 110 км
Кругобайкальская железная дорога. 110 км

С моста открываются живописные виды.

КБЖД, Станция Половинная
КБЖД. Станция Половинная

Распадок, в котором теснится русло Большой Половинной.

Распадок реки Большая Половинная

Немногочисленные жители деревни Половинной ежедневно созирцают красоту прибайкальской природы, живут рыбалкой и туристами.

Станция Половинная. КБЖД,
Деревня Половинная
Поселок Половинная

На вечной стоянке стоит памятник паровозу серии ЕА (А — американский). Этот экземпляр был произведен по советскому проекту в США и поставлен СССР по союзному ленд-лизу.

Паровоз серии ЕА-3070. Станция Половинная

Любой желающий может забраться внутрь. Шуровочное отверстие топки выглядит недовольным.

Шуровочное отверстие

В Половинной есть закрытая мысом бухта, идеально подходящая для купания. Редкий турист удержится от соблазна скинуть с себя одежду и насладиться чистейшей прохладой водой.

Байкал. Бухта Половинная

На этом первая часть рассказа об экскурсии по Кругобайкальской железной дороге завершается. Уже завтра в Путевом журнале появится продолжение. До скорой встречи на «Глазелках»!

Часть II. Cтанция Половинная — станция Слюдянка II.

P.S.

Есть мысли на тему, поднятую автором? Заметили неточности или ошибки? Напишите об этом в комментариях — мир должен знать правду!

А если хотите быть в курсе обновлений сайта, можете через сервис «Фидбёрнер» или получать новости группы ВКонтакте.

Записка опубликована в жж-сообществе ru_railway, которое бескорыстно и горячо рекомендую всем любителям железных дорог.

Поделиться
Отправить
Запинить
8 комментариев
Mikka 2012

Всё-таки меня всегда несколько удивляла программа
«Кругобайкальского экспресса», из которой исключено одно из двух
наиболее интересных мест на КБЖД —
Берёзовская бухта. Зрелище портала каменной
галереи прямо у кромки Байкала производит сильное впечатление.
И по поводу Половинного тоннеля: он, конечно, прямой, в смысле,
что поворотов нет, но с изломом в середине (перелом профиля),
сделанном специально, чтобы вода не скапливалась в центральной
части тоннеля, а вытекала через порталы.

Periskop 2012

Фигасе, ты уже и на Глазелки залез!

СерыйШансон 2012

А я только пешком ходил по КБЖД.

Igor Roytman 2012

Это вот такая красота там теперь ходит? А я помню, когда еще в
Порту Байкал жил, там старенький дизель с двумя вагонами ходил. Эх,
детство какое было

Я по кругбайкальской с отцом пешком до Слюдянки ходил, а по
тоннелям ходить боялся — все чудовища чудились. Спасибо большое за
пост — такая ностальгия.

Glazelki 2012

Завтра выложу вторую часть путешествия по «кругобайкалке», от
станции Половинной до Слюдянки, заходите. 😉

Glazelki 2012

Возможно, там слишком опасный обрыв, для того, что бы водить
туда рядового туриста? А ведь место действительно заслуживает
внимания!

Mikka 2012

По внешней ссылке ушёл с ру-рэйлвей

Mikka 2012

С одной стороны там широкая тропа по бывшей насыпи.

Популярное